Статья искусствоведа / Article of the critic

Феофан- художник, скульптор, философ…

Несмотря на прожитые годы, трудно сказать, когда Вадим Федорович стал скульптором…

То ли когда, будучи мальчишкой в оздоровительном лагере вырезал из мыла фигурки, заставив поволноваться воспитателей «куда же исчез предмет личной гигиены у сотни детей?»

То ли когда десятилетним школьником в студии Осташинского в Киеве сделал свою первую скульптуру, небольшую композицию…?

То ли в классах Республиканской художественной школы, когда учился воспринимать действительность в её противоречиях…?

Или когда в рядах Советской Армии отлил свою первую монументальную скульптуру…?

А может быть рождение художника связано с окончанием Львовского художественного института, когда он выполнял керамические панно…? Возможно это произошло при создании лепных иконостасов, когда во время работы над интерьером церкви Св.Марии Магдалины в г. Одессе , он был благословлён метрополитом Одесским Агафангелом и наречён устроителем храмов «Феофаном»

Или становление скульптора проходило в годы, когда он создавал свои образы в горельефах «Путь Христа на Голгофу» . А это почти 90 фигур. И обращаясь к свободной манере лепки, скульптор вносит в свои работы жизненную непосредственность, наполняя каждый образ внутренним движением. Всё это достигается внешне простым , имеющим давние традиции приёмом: соединением в одном рельефе элементов невысокого рельефа и фактически объёмной скульптуры. И важную роль во всех работах играют драпировки, которые наполняют композиции жизненным трепетом. Они то спокойные, строгие, то тяжёлые; то вторящие формы тела, то мешающие движению. Внутренняя композиционная целостность рельефов и движением фигур и деталями. И масштаб произведения предъявлял особые требования к организации всех рельефов как ритмической целостности.

Внутренний процесс становления скульптора Феофана шёл от работы к работе, где каждая деталь обусловлена единством художественного замысла, дополняет и усиливает его, придавая работам целостность.

И продолжая религиозную тематику, автор выполняет ряд рельефов. В горельефе «Умилённая» Богоматерь глядит на Христа с любовью и грустью.

Она как бы чувствует, что её сыну предстоит трудный путь и своей теплотой и нежностью пытается защитить его от предстоящих невзгод. Это извечная тема о теплоте человеческих отношений, о любви матери к сыну. А в работе «Вознесение» Иисус видит сверху ничтожно маленькую землю и своим немым укором призывает людей подумать о завтрашнем дне…

Говоря о рельефах Феофана, невольно обращаешь внимание на их содержательную, сюжетную сторону, где скульптор находит прямой путь к человеческому сердцу, так как для него проблема формы – это проблема максимальной точности в передаче ощущения жизни до неуловимых тончайших нюансов.

В аллегорической композиции «Бессонница» чувство духовного напряжения прослеживается в мельчайших деталях: стремительное движение почти летящей лошади, гонимой своими мыслями-птицами, мыслями-колоколами проявляет экспрессивное начало в разных аспектах: и во внешних формах- в бурном драматическом движении фигур; и- в эмоциональной, психологической окраске, где явно ощутим предельный накал духовных сил…

Попытка передать особое состояние окружающего нас мира в аллегорической композиции «Барханы», где контуры лежащих фигур живут в пространстве как бы по своим собственным внутренним законам. Фигуры сосредоточенны и замкнуты, как бы отъединяясь от всего, что могло бы эту сосредоточенность нарушить. Но своей гармонией, естественной свободой, раскованностью они создают ощущение связи человека с окружающим миром, где стихия песка под воздействием ветра изменяется, и пластическая форма как бы входит в активное взаимодействие с окружающим пространством. Но автор не навязывает нам свою трактовку, полагая, что лучшее в композиции — это скрытая в ней загадка.

// Лариса Жулябина


Feofan — artist, sculptor, philosopher…

In spite of past years, it is difficult to say when Vadim Fedorovich became a sculptor…

When as a kid in summer camp carved figurines out of soap, forcing educators to be worried — «where disappeared personal care items from hundreds of children?»

Or when as ten-year-old boy in Ostashinsky’s studio in Kiev made his first sculpture, a small composition…?

Or in classrooms by Republican Art School, when he learned to apprehend reality in its contradictions…?

Or being in Soviet Army, cast his first monumental sculpture?

Or probably the artist’s birth is related to the end of Lviv’s Art Institute, when he created ceramic panels …?

Possibly it happened with creating moulded iconostasis in St. Mariya Magdalina’s Church in Odessa, when he was blessed by the Metropolitan of Odessa Agafangel and named churches builder “ Feofan

Or sculptor was forming in the years, when he created his images in high reliefs “Christ’s road of passion to Golgotha”. And it’s almost 90 figures. Turning to the free style modeling, sculptor brings to his works the directness of life, filling each image with internal movement. All this is achieved with externally simple long- tradition way: combination in one relief elements from low relief and in fact three-dimensional sculptures. And important roles in all sculptures are draperies, which fill compositions with the thrill of life. They are calm, austere, and heavy; then repeat shapes of body, or preventing movement. The internal compositional integrity of reliefs is in the movement of the figures and details. And the scale of the work laid special requirements to arrangement all reliefs in as rhythmic integrity. The internal process for sculptor Feofan’s forming went from work to work, where every detail is made for integrity of artistic conception, completes and increases it, giving the work wholeness.

And continuing the religious theme, the author creates a number of reliefs. In high relief «Tenderness» the Mother of God looks to the Christ with love and sadness. She seems to feel that her son faces a difficult way, and with her warmth and tenderness she is trying to protect him from future sorrows. This centuries-old theme about warmth of human relationships, about mother’s love to her son. And in the work «Ascension» Jesus sees from above negligibly small earth and with his mute reproach appeals to people to think about tomorrow …

Speaking of the Feofan’s reliefs, involuntarily pay attention to their substantive, plot side, where the sculptor finds direct way to human heart, because for him a problem of form – is the problem of maximum exactness in feeling transference of live in the subtle nuances.

In the allegorical composition «Insomnia» the feeling of spiritual tension is traced in the smallest details: swift movement almost a flying horse, riding by her thoughts-birds, thought-bells, shows an expressive beginning in different aspects: in the external forms – in violent dramatic figure’s movement, and in the emotional, psychological tinge, where the heat of spiritual strength is explicitly perceived…

There is an attempt, to pass a special state of the world around us, in the allegorical composition «Dunes», where the contours of the underlying figures live in a space as if its own internal laws. The figures are concentrated and closed, as if are separated from everything, that can abuse this concentration. But with their own harmony, the natural freedom and relaxedness they create a sense of connection between human and world around, where the element of sand under the impact of wind changes, and plastic form as if is in interaction with the surrounding space. But the author doesn’t impose on his own interpretation, believing, that the best in the composition is hidden in it mystery.